Прометей (Prometheus)

prometheus_posterРидли Скотт, снявший два культовых научно-фантастических фильма: Чужой (1979) и Бегущий по лезвию (1982),три десятилетия спустя возвращается к жанру с картиной «Прометей». Долгожданный приквел заинтересовал многих зрителей, как фанатов, так и людей, не смотревших данной франшизы. С самого начала фильм просто завораживает удивительными кадрами ландшафтов. Атмосфера неизвестности и опасности, которой пропитан сам воздух, так и заползает под кожу. Звуковой дизайн очень гармонично сочитается с графикой и усиливает эффект иммерсии у зрителя.

Звукорежиссёр Марк Стокингер (номинант на премию Оскар в 2010 году за свою работу над фильмом «Неуправляемый») в своё время делал некоторые работы по звуку для киноленты «Гладиатор». Следующим был фильм «Робин Гуд», где Марк взял на себя большую ответственность за звуковое оформление. Возможно этот проект не отличился особыми звуковыми моментами. Это была эпоха Средневековья, практически все события происходили на открытом воздухе. Поэтому требовалась обширная палитра органических, в основном реалистичных звуков. Тем не менее, говорит Стокингер, не зависимо от стилистики, подход Скотта к работе со звуковой командой всегда был одинаковым.

Ему очень нравится звук, который помогает рассказать историю или создать настроение», объясняет он. «Он настолько крутой профессионал в большом кино, что всегда осознает, насколько звук поддерживает то, что он пытается сделать. По крайней мере, кажется, что он никогда не застревает на нюансах, которые могли бы поспособствовать картине. Вместо этого, он дает вам много свободы, что придает некоторую свежесть и пользу картине. Он ожидает, что вы привнесете эту свободу, поймете её и предоставите ему её вместе с интересными идеями.При этом он никогда не просит сделать несколько версий чтобы в итоге выбрать одну.

Относительно «Прометея» Марк вспоминает:

Интересным является тот факт, как я думаю, что у нас были более четкие рамки в работе над «Прометеем», чем над «Робин Гудом», По крайней мере судя по его записям. Я не знаю, почему так произошло. Возможно, потому что «Прометей» является гораздо более абстрактной картиной, поэтому, в некотором смысле, у нас было больше свободы.

Марк работал в паре с Виктором Эннисом (номинант на премию Оскар за фильм «Драйв») который  был помощником Стокингера в ленте «Неуправляемый».

Большая часть работы по звуковому оформлению Прометея прошла в Голливуде, на одном из лучших звуковых продакшнов — Soundelux. Даг Хэмпфилл (семикратный номинант на Оскар), который был ответственным за фолли и эффекты, сказал:

Мы скорее приукрасили его, чем изменили. Некоторые звуки не настолько сложны, как те которые делают сейчас, или может быть записи были не так хороши, но это и является частью алхимии, которая делает оригинальные треки более интересными.

Команда по звуковому дизайну с восхищением вспоминает о звуке в оригинальном фильме «Чужой». Взяв его за основу они создали новые «миры Прометея», но при этом сумели сохранить нечто особенное, характерное для первой картины.

Когда я отправился в Англию (в то время как шли съемки фильма), я встретил Рэя Меррина, который был ответственным за сведение звука в оригинальном фильме «Чужой», и Терри Ролингса, который был режиссером монтажа. Наша встреча принесла столько пользы, как ничто другое, лишь потому, что они — отличные ребята — которые сейчас на пенсии- с огромным количеством интересных воспоминаний о работе над «Чужим». Вдохновение, полученное из этого общения, было чем-то вроде того: «Да, мы делаем этот фильм, который частично основан на классической версии, но он не обязан быть более современной, полированной версией. Этот фильм по прежнему является встречей реального и научно-фантастического мира».

Также Стокингер вспоминает:

Очевидным является тот факт, что сейчас мы можем сделать гораздо больше с помощью электроники, чем они могли тогда, если вы внимательно прислушаетесь к оригинальному фильму, вы услышите, что они использовали такие вещи, как звук соединения факс-модемов и различные звуки телефона очень эффективно, и многие звуки звучали подобным образом и для нас. Конечный результат будет звучать немного гранулировано-песчано и не слишком чисто, как будто с него сняли «глянец».

В приквеле были воссозданы звуки характерные для оригинального фильма. К примеру:

Мы много общались с Ридли о фильме «Чужой» — что ему понравилось в нем, о крутых элементах в фильме. Мы пытались привнести некоторые из этих концепций в новый фильм. Были некоторые конкретные вещи. Например, у Дэвида, персонажа-андроида, есть определенный момент в фильме, где его голос был изменен и звучал в том же измененном виде, как и у героя в первом «Чужом». У него такой же клокочущий голос. Мы подумали и попытались придумать свой вариант, который бы немного отличался, потому что это другой вид персонажа-андроида, но также и приняли во внимание версию в первом «Чужом».

Стокингер добавил:

Я спросил у Чарли Кампана (звуковой дизайнер из Soundelux), что бы они сделали в 1979 году, чтобы создать этот эффект трели в его голосе? Я знаю, как мы могли бы сделать это сейчас, но как бы они сделали это тогда? Давайте вернемся в инженерию того времени. Мы использовали кучу гитарных педалей и таких вещей, как гитарный эффект MXR Flanger (Dunlop Manufacturing)  и нашли способы сделать нечто подобное. А как же создать булькающий и клокочущий звук? У меня была бутылка воды и микрофон на моем столе и я издавал несколько странные, мокрые, липкие звуки голоса, и потом обработал эти звуки немного. Таким образом, мы черпали вдохновение из того, что сделали они и придавали свое собственное звучание.

Хэмпфилл также предложил использовать Electro-Harmonix Ring Thing — простой кольцевой модулятор.

Я нашёл ему интересное применение . — Вспоминает Рон Бартлет (ответственный за диалоги и музыку в фильме). Я пытался изменить голос персонажа, который по сюжету был очень стар. Каким-то образом мне было необходимо состарить и его голос, поэтому я использовал модулятор, который придал некой мокроты в голосе. Этот эффект сделал звучание немного грубее, чтобы это не звучало как чистая запись при дублировании фильма.

Он использовал ещё кое что из олд-скульных приборов. К примеру он задействовал Fulltone ETC-1 tape delay/echo.

В моей консоле AMS Neve DFC есть встроенный квадро-дилэй, но к сожалению он не даёт того эффекта обратной связи, который присутствует при использовании ленты (15 IPS). Так что если бы мне захотелось получить упругий звук пещеры, я бы использовал именно это.

Хэмпфилл использовал Space Delay от Eventide, Lexicon 480/960 и Altiverb Pro Tools-плагин.

Другим, не менее важным аспектом, было воссоздание большого количества диалогов внутри скафандров. Звукооператор Саймон Хэйс разместил радиомикрофоны в костюмах и записал всё что мог. Но большое количество посторонних звуков, таких как шум вентиляторов внутри скафандра, шорохи при повороте головы и тд. требовали перезаписи диалогов на стадии ADR. Для этого актриса Нуми Рапас во время дубляжа удерживала небольшой аквариум немного выше головы.

Окраска голоса получилась довольно не плохая, но её было почты невозможно контролировать.- говорит Стокингер.

Бартлет поясняет:

Чарли взял шлем со съемочной площадки, положил его на динамик и поместил внутрь микрофон, посылая и сразу же записывая синусоиду. Потом он обработал звук через Altiverb, что сделало шлем, по сути, эхо-камерой. Я пропустил чистую сухую запись ADR через эту реверберацию и воссоздал акустику скафандра. Результат был восхитительным.

Энн Скибэлли занималась разработкой голосов существ и различных электронных звуков интерфейсов. Аллан Ранкин же создавал все звуки транспорта — от космического до наземного.

Алан сделал много интересных звуков для Прометея. Они звучат гармонично благодаря использованию реальных звуков ракеты, металлических звонов и вокальных элементов. Но их практически невозможно распознать по отдельности.

Компоненты очень органично сочетаются друг с другом, придают некую форму и движение — заметил Стокингер (Стокингер, Скибэлли и Ранкин вместе работали над «Неуправляемым» и «Стар Треком»).

Стокингер добавил:

В звучании огнемётов и большинстве различных взрывов присутствуют элементы человеческого голоса. Используя эффект питча он был изменён до неузнаваемости, но в то же время делал общий микс более заполненным и зловеще звучащим.

Довольно интересное решение Энн нашла при дизайне звуков так называемых «щенков» (сферические сканеры для изучения топологии пещеры). Это смесь электронных звуков с обработанными голосами попугая и собаки. Видео ниже:

Такой звуковой эффект как тишина также сыграл важную роль в Прометее. Тишина наверное один из наиболее эффективных инструментов, и один из самых недооценённых.

Мы использовали этот приём в картине несколько раз- говорит Бартлет. Когда вы переходите от громких и мощных звуков к полной тишине, вы даёте зрителям возможность перевести дух, но в то же время держать их в напряжении, ведь не понятно что случится в следующую секунду. Для меня очень важна динамика в фильме.

crew

Supervising dialogue editor Daniel S. Irwin, left, sound effects re-recording mixer Doug Hemphill, co- supervising sound editor Mark Stoeckinger, dialogue/music re-recording mixer Ron Bartlett, sound designer/editor Ann Scibelli and co-supervising sound editor Victor Ennis.После двух предварительных сведений, когда пришло время начать финальное сведение, Бартлет рассказывает:

«В первый день Ридли пришёл и сказал: «Вот, что я хочу сделать: Я хочу просмотреть всю картину за, скажем, три дня, чтобы я действительно мог увидеть её в кратчайшие сроки. Это были предварительные перезаписи сотен композиций! Это были большие действия и поток действий. «Играй сцену, не останавливайся. Покажи мне, что ты чувствуешь!»

Хэмпфилл добавляет:

«Когда Ридли сказал: «Просто сыграй сцену» — то, что он имел в виду и ожидал, означало для нас, реагировать на фильм, держа пальцы на фейдере. Вы работаете инстинктивно в миксе, а это означает, что вы работаете очень быстро и работаете над концепциями, создавая пробные звуки определенной среды, звуки определенных существ, звуки потока, шагов. Потому, что у него было очень креативное настроение. Было очень весело».

Бартлет продолжает:

«Это был реальный способ работать над картиной, просматривая её. Мы могли бы зацепиться за что-то, и он бы сказал: «Да, да, давайте больше этого! Уберите все другое. Вот, что я хочу! «Это был действительно хороший способ, когда можно было сидеть, сложа руки, и наблюдать за потоком фильма. Ведь это так просто увязнуть в мелочах и потерять общую картину фильма в целом».

«И, конечно же, зрители так не смотрят фильм» говорит Хэмпфилл. «Иногда в сцене важны не детали того, что вы видите, а поток энергии, который образуется в определенной ситуации. А это важнее, чем любые детали в любом фильме, но особенно в таком фильме как этот».

После трёхдневных упражнений последовали недели тонкой балансировки диалогов, музыки и эффектов. На этой завершающей стадии микс приобрёл нынешний вид.

Soundtrack

Многие работы Ридли Скотта отличаются прекрасным саундтреком. «Прометей» не остался в стороне. Композитор Марк Стрейтенфелд, неоднократно работавший совместно с Ридли, написал восхитительную музыку.
Саундтрек очень удачно раскрывает суть. Очень тонко передаёт атмосферу фильма: от умиротворённой и воздушной до холодной, нервной и несколько враждебной. От некоторых композиций стынет кровь и сердце учащает свой ритм. Хотелось бы отдельно вспомнить об одной композиции, при прослушивании которой возвращаешься к киноленте «Чужой»(1979).

Единственное, чего мне чуточку не хватало-отсутствие в картине двух мелодий из трейлера и звука сирены, вызывающей скрытую панику и переживание.

Ридли является одним из самых творческих и вдохновляющих людей с которыми я когда-либо работал. — говорит Хэмпфилл. Он один из мастеров с которым ежедневная работа была удовольствием. Некоторые из режиссёров приходят послушать только финальный микс, но не Скотт. Он всегда присутствует при сведении. Именно Ридли и его идеи дают искру в работе.

На сегодня пожалуй всё. Спасибо всем за внимание. Продолжение следует…

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *