Трансформеры (Transformers)
В 2007-м на экраны вышел фантастический боевик Майкла Бэя «Трансформеры». Сказать честно, я сначала как-то скептически отнёсся к этому фильму, даже не хотел смотреть. Но спустя какое-то время всё таки решился. Могу сказать, что почти сразу же пожалел…пожалел, что не посмотрел его раньше. Фильм меня поразил всем: масштабом, персонажами, графикой, спец эффектами и конечно же потрясающим звуком. Кино выдалось необычайно динамичным, и здесь важно было создать соответствующую динамику в звуке.
Хотелось сразу же заметить, что в работе над звуком были задействованы самые именитые звукорежиссёры и дизайнеры Голливуда: Эрик Аадал (саунд-дизайнер), Майк Хопкинс (главный редактор дубляжа), Грег Расселл (звукорежиссёр перезаписи), Кевин О’Коннелл (звукорежиссёр), Итан Ван дер Рин (саунд-дизайнер/редактор звуковых эффектов), Питер Дж. Девлин (звукорежиссёр).
В качестве одного из саунд дизайнеров был приглашён Эрик Аадал. Несмотря на то, что он приступил к работе не с самого начала работы над картиной, ему всё же удалось внести существенный вклад в общее звучание фильма. Создавая звуки с нуля, из вещей, которые вроде бы, не имеют ничего общего с огромными роботами .
Вступление
Картина начинается с возвращения на американскую авиабазу боевого вертолёта (MH-53), который позже трансформируется в робота (Blackout). Его задача- взломать секретную военную сеть. В сценарии взлом сети был описан как «ужасающий чужеродный крик плохих роботов, которые входят в сеть». Этот «крик» является важным элементом в фильме, так как на него ссылаются на протяжении всего фильма. И это, в своём роде, единственная деталь, которая ведёт к истокам нападения.
К моменту прихода на проект Эрика, над созданием этого звука как раз и работал Итан Ван дер Рин. Оба были хорошо знакомы с классическими шумами трансформации из оригинального мультсериала. Оригинал был простой. Это был звук который все помнят и любят. Звук, который даже дети могли свободно имитировать играясь в роботов. Но Эрик и Итан хотели сломать все стереотипы и создать новые культовые эффекты. К тому же, как известно, Майкл Бэй относится к звуку в своих фильмах с большим вниманием.
Саунд дизайнеры очень тесно сотрудничали с ребятами из ILM которые параллельно занимались разработкой моделей и визуальных эффектов. Это позволило им в какой то степени стилизовать модели и движения под звуковые эффекты. К примеру, аниматоры чётко прорисовали следы от реактивной струи самолёта F-22 на поверхности воды блин плотины Гувера (полёт десептикона Starscream). И это благодаря заранее подготовленным звуковым эффектам. Как вспоминает Итан, им даже не пришлось ничего синхронизировать.
Довольно не простая задача была у дизайнеров: дать персонажам другую, новую жизнь, сохранив при этом идею и личность каждого персонажа. Ведь трансформеры были известны многим взрослым и детям ещё до появления фильма Бэя.
«Самая большая часть работы заключалась в создании уникальных звуков для каждого из героев-роботов. Нашими звуками было необходимо передать «душу» каждого робота, звуковое отражение его сущности. Мы также хотели избежать существующих клише и мыслить стилистически нестандартно. Цель состояла в том, чтобы создать звуки, которые мы никогда не слышали раньше.»
Продолжает Эрик:
«В начале мы определили философию каждого робота. Итан и я сели с блокнотом и начали характеризовать персонажей. Каждый робот должен был иметь свою звуковую личность: Optimus был основан на воздушных шумах, Bumble Bee на жужжании, Jazz на джазовых ритмах, Ratchet на трещотках, Ironhide на массивных звуках железа, Blackout на звуках вращения роторов, Starscream- на визге турбин и тд.»
Голос Bubmlebee полностью основан на звуковых эффектах, которые дизайнеры создали с нуля. Несмотря на это, этот робот является одним из самых эмоциональных персонажей. Хороший пример того как звуковыми эффектами можно передать настроение и эмоции: радость, страх, грусть, переживания.
«Моя знакомая говорит: «Когда Bubmle Bee потерял ноги в первом фильме, и просил о помощи Сэма, то я не удержалась и заплакала.»
Реализм был одним из важнейших задач и для фолли артистов. Они подбирали реквизит, характерный для каждого персонажа, чтобы точно передать каждое движение, каждый шаг. А главное, суметь разделить с помощью звуков роботов на плохих и хороших (десептиконов и автоботов). В состав фолли-команды входили: Джон Рош, Элисон Ди Мур и Мэри Джо Ланг.
«Почему в музыке минорный аккорд звучит грустно, а мажорный подымает настроение? Наверное потому что мы запрограммированы интерпретировать комбинации частот эмоционально. Это тайна скрыта в глубине нашего подсознания. Именно она позволяет нам изыскано использовать звук.»
Звуковой дизайн
Звуковые образы десептиконов и автоботов имеют свои особенности, характерные их расе. Если же мы сравним лидеров, то наверное самой заметной разницей между Оптимусом и его заклятым врагом — Мегатроном, будут пневматические звуки. У Оптимуса они гладкие и тёплые, у Мегатрона — острые и шипящие. Да и звуки трансформации звучат богаче и более фундаментально чем у других десептиконов. Эта особенность даёт понять зрителям что он лидер.
От огромных перейдём к маленьким десептиконам. Уж очень мне понравился персонаж по имени Фрэнзи (Frenzy). Это мелкий, юркий и подлый десептикон. Он постоянно в движении и как старая недовольная бабка вечно что-то бормочет под нос. В общем эта маленькая дрянь — лучшая в своём деле. Я считаю, это заслуга актёра дубляжа Рено Уилсона, который так мастерски оживил этого персонажа (см. видео).
Звук роботов в оригинальном мультфильме характерен 5-ступенчатым звуком трансформации. Похожий звук можно создать путём обработки тона в 500 Гц, используя метафлэнжер и тремоло. Но в фильме эффект преобразования звучит более насыщенно, соответственно, создавать его было тоже сложнее. Хотя основа осталась прежней: мульти-преобразование с эскалацией и замедлением.
«Для достижения этой цели мы использовали много инструментов и сэмплов. Самым первым, кто трансформировался в фильме, был десептикон Блэкаут (боевой вертолёт MH-53). Его преобразование началось с протяжного гула, который был создан из звука гудения батареи ИБП. Я замедлил этот звук, затем эквализировал и совсем немного обработал дилеем. В звуке складывания лопастей мы использовали сэмплы серво-приводов сканера с постепенно повышающейся высотой тона. За ним следует металлический звон двух боевых мечей.»
Звуки пневматики для Оптимуса были взяты из различных источников: тормоза от полугрузовика, воздушных компрессоров. Для озвучки движения тела робота Эрик записал множество звуков на строительной площадке. К примеру, движения Оптимуса сделаны из звуков работы ножничного подъёмника.
Для Bumble Bee тоже нашлись интересные решения: его движения были озвучены с помощью сервоприводов старого принтера НР у Эрика дома и звука крыльев мухи, пойманной в стеклянную банку.
Для озвучки Девастатора было записано огромное количество звуков металла. отличным источников звуков стала старая стиральная машина. Хлопанье дверкой в будущем стало грозными шагами десептикона.
К тому же было записано огромное количество авто: Audi, Corvette, Hummer и других. А также различная военная техника: боевые вертолёты, реактивные истребители F-22, штурмовик А-10 Thunderbolt II.
Один из сэмплов будущего звука передачи данных был найден совершенно случайно:
«Однажды ночью, возвращаясь домой с работы, я случайно наступил на садовый шланг. Он издал интересное бульканье. Я наступил снова и звук повторился. Меня он поразил тем что шланг звучал как живое существо. Я понял что прямо сейчас должен это записать. Но из за сверчков было невозможно это сделать. Не долго думая, я схватил этот шланг и поднялся с ним в свою квартиру. Я переживал что такой звук больше не удастся извлечь, но к счастью, всё получилось»
Движения Мегатрона, как лидера, должны были чем-то выделяться. И создатели решили сделать его движения и шаги более жесткими.
«Шаги Мегатрона были сделаны с использованием пальмовой ветви. Мы записали звук трения листьев о шероховатую поверхность. Получился отличный, шипящий звук, который придал движениям персонажа определённую агрессивность.»
Голоса персонажей
Над дубляжом персонажей работали известные актёры. Питер Каллен, как и в оригинальном мульсериале озвучил Оптимуса Прайма. Майкл Бэй переживал, что спустя много лет Питер не сможет уловить идею и характер персонажа, но все переживания были напрасны. Кален справился без малейших трудностей. На роль Мегатрона был приглашён Хьюго Уивинг (всем знакомый агент Смитт из «Матрицы»). Френк Велкер, к сожалению, не смог вновь «стать лидером» десептиконов. Кроме них, участие приняли ещё много актёров (полный список можно увидеть развернув спойлер ниже).
А так же небольшое видео рабочих моментов во время ADR- сессии:
Хотелось бы отдельно упомянуть о маленьком комедийном «герое», которого «оживили» из мобильного телефона Nokia. Этакий мелкий и злобный крошка-кролик Энерджайзер прямиком из ада, который стреляет во все стороны без разбору. У Эрика и Майка была идея:
«Мы решили, что было бы интересно если бы он кричал на финском, так как Нокиа из Финляндии. Записали несколько финов, орущих «проклятия» на своём языке и обработали их питчем, чтобы тембр голоса и размеры робота соответствовали. Но Майкл к тому времени привык к более ранней версии озвучки, поэтому финские проклятия «остались на полке в монтажной.»
Майк Хопкинс был настоящим мастером голосов роботов. Именно он записывал все голоса актёров во время ADR-сессии. К обработке голосов Майк относился с большим вниманием, очень тонко и чётко отстраивая звучание диалогов каждого персонажа.
Эрик Аадал вспоминает:
«Я помню как однажды его что-то донимало в обработке голоса. Во время перезаписи мелкие детали терялись в общем миксе, что очень расстраивало Майка. В конце концов он нашёл решение этой проблемы. Как правило, все диалоги воспроизводятся через центральный канал, но для Оптимуса например, были задействованы все каналы включая низкочастотный.»
Саундтрек
Отдельного слова заслуживает саундтрек фильма. Из многих композиторов был выбран Стив Яблонски, который раньше уже сотрудничал с Бэем (фильм «Остров»). Он написал музыку к рекламному ролику ещё до начала основной работы над фильмом. Сам саундтрек был записан в апреле 2007 года на студии «Sony Scoring Stage» в Калвер-сити. Он включает шесть основных музыкальных тем, что составляет более чем 90 минут музыки. Также туда была включена музыка к рекламным роликам. Один из продюсеров фильма, Том Де Санто, хотел, чтобы в фильме присутствовала оркестровая версия основной музыкальной темы из мультсериала, но поскольку он и Майкл Бэй практически не общались друг с другом, эта идея так и не была реализована.
Стив идеально совместил оркестровые композиции и современное музыкальное звучание. Это дало возможность услышать потрясающую комбинацию оркестра (особенно духовых и струнных инструментов), хоровых напевов и синтезаторов. Всё это создаёт образ очень зрелищной, динамичной, красивой и эпической музыки, с потрясающими военными мотивами. Вот к примеру фрагмент композиции «Scorponok» из схватки в пустыне:
Приятно удивили Linkin Park с композицией «What I’ve Done». Он очень удачно олицетворяет собой полную смесь всех тех чувств, которые присущи главным героям и атмосфере картины в целом.
На этом пожалуй и всё. Впереди ещё три части трансформеров, так что пока не закрываю эту тему. Продолжение следует…
Добавить комментарий