Как звучит «Чернобыль»?
В начале мая вышел мини-сериал от HBO, который сразу же покорил зрителей, заняв первое место среди телепроектов по версии IMDb. Удивляться этому не приходится, чего только стоит отличная игра актеров и безупречное внимание реквизиторов к деталям! Однако не только это заставляет оставаться зрителей прикованными к экранам вплоть до конца последней серии. В «Чернобыле» очень важен саундтрек!
Кто писал?
Музыку для сериала писала исландская виолончелистка Хильдур Гуднадоттир (Hildur Guðnadóttir). Всего для проекта она создала 13 композиций. «Чернобыль» — далеко не первый проект Хильдур в качестве композитора. Она уже писала музыку ко многим известным картинам вроде «Убийца 2. Против всех», «Мария Магдалина», а уже в октябре этого года мы услышим ее музыку в новом «Джокере» Тодда Филлипса с Хоакином Фениксом в главной роли. Также она принимала участие в записи музыки к «Прибытию», так что с опытом работы у Гуднадоттир проблем нет. Стоит отметить, что она выбрала иной подход для этого сериала. «Это такая сложная история. Как это звучит? Например, что на самом деле означает катастрофа и как она звучит? Мы связываем звуки ядерной катастрофы со звуками дозиметров, но есть много других звуков, которые очень интересно слушать».
Что особенного?
Мы уже писали о нестандартных инструментах в саундтреках, однако в «Чернобыле» практически нет музыкальных инструментов. Трек-лист официального саундтрека начинается с композиции под названием «Дверь», и это не от отсутствия идей. Наоборот, история создания композиции очень примечательна. Хильдур Гуднадоттир настолько серьезно отнеслась к этому проекту, что поехала на существующую Игналинскую АЭС, находящуюся в Литве, за поиском звуковых фактур для записи. Хотя работа АЭС была остановлена в 2009 году, Хильдур со своей командой (с ней также были продюсер и звукорежиссер Крис Уотсон) носили соответствующие защитные костюмы для большего погружения.
«Я хотела почувствовать, что это такое — находиться внутри атомной электростанции. При попытке создать музыку из истории, самое важное — слушать».
Хильдур Гуднадоттир, композитор
«Одним из „соло-музыкантов“ была дверь в насосную, которая издавала совершенно невероятные звуки. Мы не открывали ее и даже не двигали совсем. Мы просто поднесли микрофон и записали эти безумные шумы на высоких частотах, которые практически не было слышно, однако именно они помогли мне выстроить определенную мелодию».
Хильдур Гуднадоттир, композитор
«Около двух месяцев назад к нам обратился художественный руководитель ансамбля Львовской филармонии Андрей Яськов, с которым связались американские коллеги. Сериал уже был на этапе производства и продюсерам нужен был мужской хор, который бы быстро записал этот саундтрек. Мы сразу же согласились, быстро собрались в церкви святого Лазаря и за час записали композицию «Вечная память»».
Руслан Ляшенко, художественный руководитель муниципального хора «Гомін»
«Они нашли нас, потому что хотели, собственно, хор из Украины, который мог бы передать эти голоса, которые были в композиции. Он к нам обратился с предложением, и мы согласились на этот проект. Он нам дал нотный материал, чтобы мы все записали».
Петр Швайковский, хормейстер
Также в некоторых моментах нашлось место и голосу самой Хильдур:
«Во всем саундтреке ни одного инструмента. Это все реальные записи, которые мы сделали там, но нам также нужен был „человеческий элемент“. Это огромная человеческая трагедия, потому что именно человеческая ошибка привела к катастрофе. Мой голос стал человеческим элементом в нем».
Хильдур Гуднадоттир, композитор
А еще?
Не менее интересна структура тех самых композиции, которые целиком состоят из звуков, записанных на АЭС. Как вы уже прочитали выше, композитор Хильдур Гуднадоттир к работе со звуковым оформлением «Чернобыля» подошла очень серьезно, именно поэтому все звуковые фактуры полностью выполняют свои функции. По саундтреку буквально можно изучать науку звукового ландшафта — здесь есть и низкий основной тон, и звуковые сигналы в виде звуков дозиметра, и соответствующий металлический гул станции в качестве звуковых меток. Не знаю, задумывалась ли Хильдур об этом, находясь на станции, однако саундтрек не только отлично звучит, погружая зрителей в атмосферу картины, но и следует всем теоретическим правилам.
«С самого начала было ясно, что не стоит делать обычную партитуру для триллера. Нам нужно было подойти к этой теме честно. Это очень важное историческое событие, и мы не хотели ничего приукрашивать. Не могло быть и речи о том, чтобы скрипки играли в драматические моменты».
Хильдур Гуднадоттир, композитор
Мини-сериал «Чернобыль» от HBO состоит из 5 эпизодов и рассказывает о катастрофе на Чернобыльской АЭС, которая произошла в 1986 году. В центре сюжета оказываются люди, которые пошли на огромные жертвы, чтобы спасти от бедствия Европу. Как утверждает на своей странице в Twitter сценарист Крэйг Мазин, продолжения «Чернобыля» ждать не стоит. Все серии «Чернобыля» уже вышли, так что можете смело посмотреть весь сериал целиком, не боясь, что следующие эпизоды придется долго ждать.
Автор статьи — Павел Новиков
Оригинальная статья — «Как звучит Чернобыль» с сайта https://tvkinoradio.ru
Добавить комментарий